12 июля в Запорожье прошел круглый стол на тему «Выявление реального состояния обеспечения права на образование внутренне перемещенных лиц в Днепропетровской и Запорожской областях». Это мероприятие состоялось в рамках одноименного проекта, который проводит в нашем регионе и соседней области Общественная организация «Всеукраинская правовая страна» при поддержке Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека.
На круглом столе были подведены итоги почти полугодового мониторинга доступа детей внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) к дошкольному и среднему образованию. В Запорожской области исследование проводилось в Запорожье, Мелитополе и Бердянске — населенных пунктах, принявших наибольшее количество переселенцев. Эксперты проекта получили данные о количестве юных ВПЛ в учебных заведениях области, провели интервью и анкетирование семей с целью определения наиболее важных проблем, с которыми они сталкиваются. Для практической помощи семьям ВПЛ «Всеукраинская правовая страна» открыла юридическую приемную для оказания правовой помощи.
Во время круглого стола эксперты проекта «Выявление реального состояния обеспечения права на образование внутренне перемещенных лиц в Днепропетровской и Запорожской областях» представили детальную статистику по итогам мониторинга. Что интересно, представленные данные полезны не только для понимания ситуации с ВПЛ, но и понимание проблем местных жителей.
Так, эксперты выявили, что почти ¾ детсадовских групп являются переполненными, что вызывает проблемы для устройства детей и переселенцев, и запорожских семей. Несмотря на это в большинстве случаев во время анкетирования и интервью опрошенные семьи ВПЛ оценивали условия работы детских садов как положительные. А 70% опрошенных оценили взаимоотношения их детей с другими детьми, воспитателями, администрацией как «хорошие» или «отличные».
Аналогичные оценки дают и родители школьников из числа ВПЛ. Хотя, с одной стороны, устройство детей в школу оказывается более простым, чем устройство в детсад, а с другой стороны в силу различных причин (психология подростков, их интерес к общественной жизни, максимализм и т. д.) хорошие взаимоотношения в школах выстраивать сложнее.