Воскресенье, 23 Июль 2017

В Днепропетровской области финишировал мониторинговый проект «Выявление реального состояния обеспечения права на образование внутренне перемещенных лиц в Запорожской и Днепропетровской областях» инициированный общественной организацией «Всеукраинская правовая страна» (руководитель Артёменко Виктория), при поддержке Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека с февраля по июль 2016 года.

Для проведения мониторинга было выбрано 6 городов, по 3 в каждой области. Критерием отбора были статистические данные с наибольшим количеством внутренне перемещённых в каждой области мониторинга. В Днепропетровской области это города Днепр, Кривой Рог, Павлоград.

В рамках проекта осуществлялся ряд таких мероприятий:

Сбор данных по средствам информационных запросов в соответствующие органы власти и местного самоуправления, в частности городские отделы образования.

Анализ норм украинского законодательства и локальных нормативно-правовых актов в Днепропетровской области в сфере дошкольного и школьного образования.

Первичные юридические консультации внутренне перемещенным лицам по реализации их права на образование.

В сотрудничестве с центром независимых социальных исследований, проводилось анкетирование внутренне перемещённых лиц и экспертные интервью с работниками учебных заведений на территории Днепропетровской области. Общее число респондентов 100 человек.

Открытые встречи, диалоги, совместно с сотрудниками Департамента науки и образования облгосадминистрации, областного депутатского корпуса, городских отделов образования Днепропетровской области при участии активистов внутренне перемещённых лиц.

В результате рабочих встреч нарабатывались рекомендации по улучшению ситуации по обеспечению права на образование внутренне перемещённых лиц.

Информирование через местные СМИ общественность о ходе реализации проекта.

Результаты мониторинга: Днепр, Кривой рог, Павлоград (цифры на конец мая 2016г.)

Количество дошкольных заведений: 176,158,20
Количество школьных заведений: 161,148,19
Количество детей ВПЛ устроенных в дошкольные заведения: 745,284,90
Количество детей ВПЛ устроенных в школьные заведения:1815,645,274

По статистике Криворожского ресурсного центра, наполняемость дошкольных учреждений города 120%, школьных учреждений 70%.

Более печальная картина в городе Павлоград, наполняемость дошкольных заведений свыше 130%, есть школы, где в классах наполняемость детей 35 и более человек, что противоречит санитарным нормам ЗУ "О дошкольном образовании", ЗУ "Об общем среднем образовании" где наполненность младших групп дошкольных учебных заведений не должна превышать 15 детей; наполненность старших групп дошкольных учебных заведений не должна превышать 20 детей; наполняемость классов общеобразовательных учебных заведений не должна превышать 30 учеников.

В Павлограде родители ВПЛ не имеют льгот на первоочередное зачисление в дошкольное учебное заведение. Дети ВПЛ принимаются в ДОУ на общих условиях - через электронную очередь.

При исследовании ситуации не выявлено детей внутренне перемещенных лиц, не получивших полные комплекты учебников.

Что касается обеспечения канцелярскими принадлежностями, школьной формой, рюкзаками - это все происходит за счёт родителей или волонтёрских инициатив. Реже деньги выделяются из специального фонда школы. Есть интересный пример Кривого Рога, когда помощь оказывают коммерческие или государственные предприятия, функционирующие в одном районе с образовательными заведениями.

Кроме очного обучения учащихся, школьные учебные заведения также обеспечивают организацию дистанционного и экстернатного обучения детей. Но главной проблемой такого обучения учителя в основном называют периодическое отсутствие Интернета у детей, особенно если они проживают в селе. Возможно по этой причине по информации от городских отделов образования таких учащихся очень малое количество: Днепр – 12 (экстернат), Кривой Рог – 6 (дистанционно), 4 экстернат, Павлоград – 1 (экстернат).
Детям ВПЛ сложно адаптироваться к новым учебным заведениям, что связано с: разностью обучения в новых НЗ с предыдущими. Так, семьи, переехавшие из села в большой город, жалуются на завышенные требования к детям. В то же время, дети из городов, которые переехали в сельскую местность, сталкиваются с тем, что школы имеют более низкую материально-техническую базу, что, соответственно, сказывается на качестве обучения.
Так же основной проблемой является необходимостью обучения на украинском языке. Подавляющее большинство детей ВПЛ учились в русскоязычных школах. Адаптация к новому языку преподавания требует дополнительного времени и усилий.

Так же остро стоит вопрос психологической адаптации детей ВПЛ к новому коллективу, ведь дети постоянно вспоминают предыдущую школу, друзей, сравнят новую школу с предыдущей и тому подобное. Однако, чем дольше семья проживает на новой территории, тем лучше адаптируется ребенок к новому НЗ, сверстникам.

Администрация школ отмечает, что в школе постоянно проводятся психологические консультации для родителей и детей ВПЛ, учителя устраивают дополнительные занятия с детьми. Однако родители ВПЛ почти ничего об этом не знают. Различия в выражениях можно объяснить тем, что дети не все рассказывают своим родителям, не оказывая внимания таким мерам со стороны администрации школы, воспринимая это как должное.

Отставание от учебной программы ведет к снижению успеваемости и как следствие снижению заинтересованности ребенка к обучению.
На адаптацию детей к месту обучения влияет приспособленность к новым условиям самих родителей ВПЛ: «У ВПЛ другие проблемы с работой, с жильем, а по учебе все хорошо», «У детей сложностей не возникает. Проблем больше у родителей: поиск жилья работы, материальное обеспечение семьи» (из анкетирования).
Что делает администрация учебного заведения для более успешной адаптации детей ВПЛ к новому месту учебы:
Психологическая помощь / консультирование для детей и их родителей
Проведение социально-психологических исследований
Проведение дополнительных занятий для детей
Привлечение детей и их родителей к жизни детского сада / школы (праздничные концерты, ярмарки, соревнования)
Организация досуга детей (билеты на выставки, в кино и т.д. за счет школы)
Материальная поддержка родителей ВПЛ и их детей (сбор канцтоваров, вещей, денежных средств и т.п.)
Организация обучения педагогического состава учебного заведения по правилам работы с детьми ВПЛ

Результаты мониторинга показали, что:

Сейчас организация образовательного процесса для внутренне перемещённых лиц является удовлетворительной и покрывающей основные потребности в образовательных услугах этой категории граждан.
Проблемой для детских садов и школ остаётся перемещение переселенцев, возвращающихся домой в случае стабилизации военной ситуации и приезжающих обратно, часто без сообщения об этом органам образования и учебным заведениям, где оформлены дети. Это затрудняет планирование и оказания помощи внутренне перемещённым лицам.
Государственного финансирования для содержания в учебных заведениях вынужденно перемещённых лиц не выделяется. Дополнительной нагрузкой на местный бюджет является организация бесплатного питания и подвоза детей в учебные заведения в районах. Нормальное функционирование образовательных учреждений с возросшей нагрузкой в условиях ограниченных бюджетов может длиться недолго и требует обязательного увеличения объёмов финансирования.
Проблематичной является организация прохождения государственной итоговой аттестации и внешнего независимого оценивания для детей, которые находятся на оккупированной части Украины. Прежде всего это связано с пересечением блокпостов и получением соответствующего пропуска. Целесообразно пересмотреть эту процедуру и упростить для максимального содействия в продолжении / окончании учёбы детьми.
Остаётся сложной ситуация с получением образовательных документов внутренне перемещённых лиц с территории, с которой они приехали. Часть государственных органов и учреждений уже не работает, ещё часть потеряла архивы. Те, кто остался, часто не подконтрольные украинской власти.
Некоторые родители детей ВПЛ не желают отдавать их в школу, считая, что находятся здесь временно. Иногда «временно» продолжается более полугода.
Часть детей ВПЛ, зарегистрированных вместе с родителями в Днепропетровской области, на самом деле остались проживать на территории зоны АТО.
Среди прав учащихся, из числа вынужденных переселенцев, нарушается право на бесплатное образование: родители отмечали, что имели опыт распространения платных услуг и вымогательства благотворительных взносов.
Нередкими остаются случаи незаконного отказа в зачислении ребёнка в школу, проверка знаний на вступительном собеседовании и т.п. (во всех гимназиях заставляют проходить собеседование).
Финансирование системы образования в 2016 году зависит не от количества ВПЛ, а от так называемой «сети» - количества классов (учащихся).
Не разработаны нормативные документы органов местного самоуправления, органов государственной власти по обеспечению потребностей внутренне перемещённых лиц образовательными услугами.
Целенаправленного повсеместного сотрудничества учебных заведений с общественными организациями и волонтёрами по решению социально-образовательных проблем ВПЛ пока нет. Обычно, это инициативы отдельных директоров, воспитателей, учителей, преподавателей, а также родителей детей, которые учатся вместе с переселенцами. Помощь чаще всего организуется очень локально.
Рекомендации по итогам общественного мониторинга обеспечения права на образование внутренне перемещённых лиц в Днепропетровской области разработаны специалистами общественной организации «Всеукраинская правовая страна», рассмотрены на заседании комитета постоянной комиссии областного совета Днепропетровской области по вопросам науки, образования, семьи и молодёжи, также направлены в Департамент науки и образования облгосадминистрации.

Юрист проекта по Днепропетровской области Кондрашова Виктория, отметила, что в ходе сбора информации не было выявлено системных нарушений, местные власти открыты к диалогу и стараются сразу разрешать возникающие ситуации, за что огромное спасибо!